Антология польской анимации (1958-2002) / Anthology of Polish Animated Film (1958-2002)
Подборка работ, объединенных тем, что они польские, мрачновато сюрреалистичные, и во многом экспериментальные, продолжающие традицию, или напоминающие, Рауля Сервэ, Иржи Барту и других (иногда даже Шванкмаера).
Польская анимационная школа давно получила международное признание, как одна из наиболее ярких и интересных в истории кинематографа. Польша всегда гордилась разнообразием своих анимационных работ и многогранностью творческого поиска своих режиссёров.
Начало расцвета самобытной польской анимации пришлось на 1960-е годы. Тогда в стране появилось множество интересных художников, работающих в этом жанре. Одной из интересных особенностей стало то, что в отличие от многих социалистических стран, делавших акцент на фильмах для детей, поляки сразу очень мощно заявили о себе именно во взрослой анимации. Как и во многих других странах, в Польше развивалось карикатурное направление, однако наряду с ним возникала очень неординарная сюрреалистическая, экспериментальная анимация. Родоначальником этого направления стал великолепный график Ян Леница со своим грандиозным сюрреалистическим кафкианским «Лабиринтом» - мрачным по идее и прекрасным по графике. Впоследствии поляки изображали множество загадочных пространств - то это вселенная, заполненная ступеньками, то некий таинственный механизм, который в цикличном движении порождает войну, или пустынный, отрезанный от мира готический ресторан, где подают удивительное рыбное блюдо, за которое не жалко отдать жизнь… И многое, многое другое, что и не снилось нашим мудрецам.
Принято считать, что для анимации проще иметь дело с ирреальным – со сказочными сюжетами, снами и гротескными комедиями. Однако в последние годы во всем мире модным стало иное – более реалистичное направление, связанное с попытками анимационных режиссеров рассуждать об обычной жизни с ее обычными проблемами. И в этом направлении Польша оказалась буквально впереди планеты всей, поскольку уже многие годы польские режиссёры снимают фильмы о повседневной жизни, которая рассматривается через увеличительное стекло ярких анимационных метафор. Уморительно смешная чёрная пародия на «Красную шапочку», снятая Петром Думалой для взрослых в стилистике корявого детского рисунка. Ещё одна страшноватая сатира – сделанный в коллажной манере фильм «Банкет», где еда пожирает собравшихся вокруг стола людей. Среди знаменитых лент здесь есть социально-философская притча Мирослава Кийовича «Клетки», в середине 60-х взявшая Гран-при Аннеси. Тут и мрачная, мощная работа Рышарда Чекалы «Перекличка» с впечатляющей графикой (эта лента так же в своё время получила Гран-при фестиваля в Аннеси, и вторая короткометражка Чекалы - «Сын»). И фильм ещё одного современного классика – Петра Думалы – «Кроткая» по Достоевскому, снятую в его уникальной манере резьбы по гипсу. Посмотрите и эффектный трёхмерный «Кафедральный собор» Томаша Багиньского, в 2002 году номинированного на Оскар. Любопытно увидеть, как нарядно сегодня отзывается в фильме Багиньского жёсткая социальная притча «Лестница», снятая Стефаном Шабенбеком в 1968-м году, о человеке, мучительно стремящемся к вершине лестницы, чтобы стать её верхней ступенькой. В экспериментальной форме каждодневная жизнь с её обычаями рассматривается и в фильме гран-звезды Ежи Кучи «Настройка инструментов». И, конечно же, к этому большому направлению анимации можно отнести один из самых известных польских фильмов – «Танго» Збигнева Рыбчиньского, который получил «Оскара», в котором обычная толкучка реальной жизни преображается в великолепный, остроумный кино-акробатический номер.
Мульты:
- Валериан Боровчик, Ян Леница - Дом (1958)
- Мирослав Кийович - Клетки (1966)
- Стефан Шабенбек - Лестница (1968)
- Рышард Чекала - Перекличка (1970)
- Зофья Орачевска - Банкет (1976)
- Збигнев Рыбчиньски - Танго (1980)
- Пётр Думала - Чёрная шапочка (1983)
- Лонгин Шмыд - Для Ноэми (1988)
- Марек Скробецкий - Dim (1992)
- Томек Багиньски - Кафедральный собор (2002)