рисовые люди / neak sre / អ្នកស្រែ
#mstr_videos
год 1994
страна Камбоджа, Германия, Франция, Швейцария
режиссер Рити Панх
сценарий Эва Дебуас, Рити Панх
оператор Жак Букен
композитор Жан-Клод Бриссон, Марк Мардер
В главных ролях:
Пенг Фэн
Мом Сот
...
В Камбодже, где семьи были разрушены в безумной попытке Красных Кхмеров превратить страну в аграрную утопию, звучит горькой иронией то, что люди потеряли связь с землей. Для поколений детей рис не растет на поле, а приезжает на грузовике ООН с гуманитарной помощью. Жизнь членов маленького семейства в дебрях Камбоджи сосредоточена вокруг их рисового поля. Ведь только от того, сумеют ли они обрадовать его, а после собрать рожай, зависит их дальнейшая судьба, само их выживание. По сути дела природа распоряжается жизнь и смертью этих крестьян, ведь даже малейшая засуха или какой-либо другой природный катаклизм, может поставить крест на всём семействе, которое попросту не сможет выжить без риса. И вот, когда отец семейства умирает, а мать семерых дочерей буквально сходит с ума, старшей из них приходится взять на себя всё хозяйство, заботится как о своих сестрах, так и других своих детях – рисовых ростках.
Красные кхмеры — крайне левое политическое течение аграрного толка, чья идеология зиждилась на возврате к сельскохозяйственному типу производства и неприятии всего западного и современного. Пополняли движение в основном подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев». Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым рабочим днём, в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом — в основном высаживанием риса. Рити Панх, у которого один за другим его отец, мать, сестры и племянники умерли от голода и истощения в отдалённом трудовом лагере в камбоджийской деревне, показывает на примере одной семьи жизнь тогдашних крестьян. Людей рисовых полей. Дети рождались в рисовых полях, играли с рисом. Люди взрослели в рисе, женились на этих полях, рождали своих уже детей, болели, но продолжали его выращивать. Там же и умирали. Все это вместе выстраивает такую беспросветную картину борьбы, где заканчивается один цикл и начинается новый: урожай сеют отец и мать, собирают дети, они же с одежды родителей делают полевые чучела.
Молчаливо, без лирики и пафоса, слово документальный фильм, Рити Панх кричал, рассказывая об ужасах людей, которые застряли в средневековье. И плохо не то, что маленькая девочка не знает, есть ли жизни за полями, а отец рассказывает ей про ледяную неприступную гору, дальше которой он не уходил. А то, что в любой миг из-за неурожая или непогоды, случайной смерти кормильца ее жизнь просто погаснет. Коммунистический коллективизм был хорош, когда людям приходилось объединяться для совсем примитивных совместных целей — уничтожить наводнивших поле змей или крабов. Но когда в большой семье случилась беда, коммунизм рухнул, никому не стала нужна сошедшая с ума женщина и её семь дочерей. Каждый сам за себя.
Нежный и грустный фильм о людях искалеченной войной и нищетой страны.
Каннский кинофестиваль, 1994 год
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь